Чтобы найти литературу о малой Родине воспользуйтесь каталогами быстрого поиска:

Дорогие читатели! Сайт "Любимая Родина" рад представить вам очерки, истрические справки, эссе и другие авторские материалы об истории Иркутской области (Сибирский ФО, Россия). Мы благодарим авторов за творческое вдохновение, чуткость, доброту и любовь к Родине.

Авторские материалы об истории Иркутской области (очерки, эссе, исторические справки, зарисовки, размышления)

Откуда пошла земля Иркутская?

автор: Лариса Зимина
 
Территория Иркутской области была заселена в 1000 году  до нашей эры.  Во  втором-третьем веках до нашей эры  здесь появились тюркоязычные племена. В восьмом-девятом веках Байкальская земля стала частью Уйгурского ханства, с десятого века  — империи киданей. С этого времени здесь расселялись монгольские племена. В одиннадцатом веке  в Прибайкалье образовался племенной союз (с семнадцатого века - буряты).
        В двенадцатых-тринадцатых веках  эти земли были покорены Чингисханом. 
В семнадцатом веке  началось активное освоение этой местности русскими переселенцами. Росло не только русское, но и бурятское население, поскольку колонизация носила мирный характер. Буряты занимали места, наиболее удобные для пастбищного скотоводства, а русские крестьяне стремились селиться преимущественно на приречных участках, пригодных для земледелия.
    Проникновение русских в Сибирь относится  к XI веку, когда  новгородцы уходили на сибирские земли  для пушного промысла и сбора пушного налога (ясака). Буряты (их называли братские народы) отказываясь  платить ясак, уходили в Монголию. Плодородные земли и льготы по уплате налогов привлекали в Сибирь крестьян и «гулящих людей»
        В 1581-1585 годах вольный атаман Ермак повел  свою дружину в Сибирь против  сибирского татарского ханства  Кучума. Ермак погиб, но путь с Сибирь был проложен. 
       О дате основания Иркутска  есть противоречивые мнения:  по одному из них,  Иркутск основан енисейским  сыном боярским Иваном Похабовым в 1652 году, по другому -  основателем Иркутского острога  в 1656 году является даурский воевода Афанасий Пашков. Есть мнение, что основанием Иркутска  является 1661 год, когда  на острове Дьячем при впадении реки Иркута в  Ангару  Яковом  Ивановичем Похабовым был построен Иркутский острог, который первое время назывался Яндашским.  Итак, датой основания  Иркутска в настоящее время принято считать лето 1661 года. Первый острожек имел форму прямоугольника
размерами 19м х17м, а гарнизон состоял из 20 казаков.
  25 июня 1660 года новый енисейский воевода  И.И. Ржевский назначил для наведения  порядка в Братском и Балаганском острогах и для поиска новых земель енисейского сына боярского Якова Похабова, который   построил Иркутский острог. Первым приказчиком  Иркутского острога  был назначен казачий десятник  Василий Ездаков.
       В августе 1670 г. служилый человек А.Бернешлев построил новый, более вместительный острог, он имел форму квадрата и по периметру достигал уже 200 м (50 сажен в длину и 50 сажен в ширину). Высота стен была 7,2 м, а основу обороны составляли восемь башен, три из них стояли на берегу Ангары и поднимались на большую высоту: 20 м. Все они имели по четыре яруса. В центре стены, выходящей па Ангару, располагалась главная Спасская башня.
Острог стал называться Иркутским. Название происходит от названия реки Иркут, впадающей в Ангару.
       Проезжая через Иркутск,  посланник в Китай Николай Спафарий в  1675 году писал: «Острог Иркуцкий стоит на левой стороне реки ангары на берегу, на ровном месте, и острог строением зело хорош, а жилых казацких и посацких дворов с 40 и больши, и место самое хлебородное».
        Славился Иркутский край своим богатым растительным и животным миром, землями пригодными для хлебопашества, скотоводства и рыболовства.
В районах, прилегающих к Иркутску, жили буряты, Тофолары и эвенки, занимающиеся скотоводством, рыболовством и охотой.
        Иркутск расположился на перекрёстке крупных колонизационных, промышленных и торговых путей, он стоит на середине пути, пересекающего Азию от Урала до Великого океана. 
        Иркутск – "середина земли" – так говорят сибиряки потому, что он равноудален от трех мировых океанов; Северного ледовитого, Тихого и Индийского.
      До 1682 года Иркутский острог был подчинён енисейскому воеводе, который назначал своих приказчиков. В 1682году Иркутский острог стал независимым и Иван Власьев, приехавший из Москвы, стал  первым воеводой Иркутска. Для охраны острога  имелись  мушкеты, пики, копья, три пушки медные, бердыши, а также в крепости хранились два знамени и два барабана. 
    В центре острога размещались деревянная церковь, гостиный двор,  таможенная изба с амбаром, винный и пороховой погреба. 
          В 1686 году Иркутск был возведен в ранг города, получил собственный герб и стал центром воеводства.
       Герб представлял собой изображение серебряного щита, на фоне которого — бегущий по зеленому полю бабр с соболем в зубах.
Бабром называли уссурийского тигра — это сильный, хищный зверь, живущий в жарких странах. Его окраска светло-желтоватого цвета с черно-бурыми поперечными полосами. Бабр попал в Сибирь из Китая и водился в районе Саянских гор. Бабр символизировал мощь края, а соболь — его богатства.
         В сибирских острогах печати появились вскоре после вхождения края в состав России. Иркутск имел еще один особый знак - печать. Им накладывали «слепки на товары пошлиною очищенные». Иркутская городская печать,  она  была серебряная с надписью – «Печать Государева земли Сибирской».   
      В 1693 году  острог перестроили, был поставлен Богоявленский собор и  он стал одним из  красивейших городов Сибири. На всех башнях были устроены сторожевые площадки срезными перилами, причем если глухие башни были, четырехугольными, то главная — проезжая — башня были уже восьмиугольной, а высота ее была свыше 20 м. От нее к Ангаре вёл деревянный «ввоз», здесь же располагалась и пристань.   К концу 17 в. посад вышел за стены острога.
         В 1699 г. В Иркутске проживало около 1000 жителей, которые  облагались разнообразными  натуральными и денежными  сборами. Оброки собирались с лавок, базарной торговли, мельниц, кузниц, постоялых дворов, с промыслов и даже с инструментов. Местная администрация вела строгий учёт  всех этих налогов.
       В Сибири не было крепостного права, но гнёт всех  налогов и податей лежали тяжким грузом на  проживающих  здесь людях. Казаки, крестьяне, посадские  и служилые люди не раз писали челобитные царю-батюшке на  воевод, обиравших служивых людей и, не дождавшись ответа,  поднимали восстания против  «лихих воевод».
        Судьба Иркутского острога была удачливой. На выгодном бойком месте вырос восточный форпост России. Отсюда шли торговые пути в Якутию, Камчатку к великой Китайской Стене, и  в Русскую Америку. 
         В 1716 году в Иркутском остроге разразился пожар, который превратил в пепел крепостные постройки и Спасскую церковь. На месте прежней церкви появилась каменная Спасская церковь, сохранившаяся памятником острога и до наших дней. В 30-е годы XVIII века на территории острога находились: дом генерал-губернатора, провинциальная канцелярия, судебная палата. В 1777 году был выстроен каменный двухэтажный гостиный двор, здесь на Тихвинской площади,  шумела ежегодная ярмарка,  торговали мехами и хлебом, китайскими тканями и литьем уральских заводов, сахаром. 
       Старинный деревянный Иркутск много страдал от пожаров. Пожар  1879 года уничтожил всю центральную часть с уникальными постройками. Сгорели ценнейшие архивы, библиотеки  и музеи с богатейшими коллекциями. Город  строился заново. В октябре 1898 года на заседании думской комиссии Иркутска было принято решение построить пожарную каланчу. Подсобные помещения были возведены за два месяца, а строительство главного здания продолжалось до лета 1901 года.
      После ликвидации острога,  с конца XII века  между Спасской церковью и Богоявленским собором  у стен Спасской церкви появляется площадь (сейчас площадь Кирова), на которой зачитывались манифесты и указы, благословлялись все начинания в городской жизни. Здесь сосредоточилась вся административная жизнь губернского центра. Интересы торгово-ремесленного населения Иркутска отражал посадский сход. В его ведении находились слободы, сотни, гильдии и цехи. В слободах и сотнях избирались старосты и сотники, в гильдиях и цехах — старшины. Слободские старосты следили за точным исполнением гильдейских решений, собирали подати, вели учет жителей. Посадский мир выбирал двух земских старост, в распоряжении которых находилась канцелярия, или как ее тогда называли — земская изба.
        К концу XVIII столетия в Иркутске насчитывалось уже 60 улиц  и более 10 тысяч человек.  Рядом, на месте засыпанного озера, появляется торговая площадь города.  К этому времени Иркутский острог теряет свое административное и хозяйственное значение, в 1790 году были разобраны остатки крепости, на месте острога, в наши дни возведен Мемориальный комплекс в честь героев-иркутян, погибших в годы Великой Отечественной войны…
      В 1760-х годах к Иркутску был проложен сухопутный тракт - Московская столбовая дорога. Иркутск имел четыре выезда:  Московский выезд вел  в Европу,  Заморский — в забайкальские степи, Якутский  -  на север, к Лене и Амуру, в Русскую Америку  и  Кругоморский — в южное Прибайкалье, в Китай и Монголию.  Дипломатические и духовные миссии в страны Востока проходили через  Иркутск. 
            В 1787г. состоялось открытие Иркутской городской думы. Первым головой города стал купец Михаил Васильевич Сибиряков (1787-1790). В 1799г. Иркутское купечество образовало благородное собрание, стало устраивать вечера и балы, что  послужило развитию театрального дела, школьного образования и церковного строительства. С 1718 года по 1764 год  при содействии купечества был построен Богоявленский собор.  Началось строительство театров, музеев, библиотек и  учебные заведения, начали издаваться  различные газеты и журналы.  В XIX веке  на месте бывшего острога был разбит первый в городе публичный сад. На 70-е годы XIX столетия приходится расцвет каменного зодчества в городе. Строятся респектабельные особняки, магазины, складские помещения и конторы, но в целом город остаётся деревянным, полным неповторимой красоты и своеобразия. На улицах Иркутска  и  сейчас много приземистых кирпичных особняков - это бывшие резиденции золотопромышленников, крупных торговцев, царских чиновников. Иностранцы называют Иркутск российским Санкт-Петербургом. 
             Проведение Великого Сибирского железнодорожного пути в конце XIX веке ускорило развитие связей города с Европейской Россией, внесло оживление во все сферы жизни. 
         А.П. Чехов, проезжая через Иркутск по дороге на Сахалин, писал своим близким: "Из всех сибирских городов самый лучший и интеллигентный – Иркутск». В Иркутске насчитывается 10 высших учебных заведений и 37 средних специальных заведений. Каждый десятый в Иркутске - студент.
          Первая монголо-русская школа в Иркутске возникла в 1725 при Вознесенском монастыре. В 1728 открыта вторая русская школа. В 1754 — школа навигации и геодезии. В 1780 — духовная семинария. В 1789 — Главное народное училище, с 1805 гимназия. В 1805 — Первое приходское училище. В 1838 положено начало женского образования, даже был основан девичий институт Восточной Сибири. В 1892 в Иркутске было 51 учебное заведение. В 1918 в Иркутске был основан университет.
         В 1740 году на Московском тракте были открыты временные почтовые станции и прорублена колесная дорога. В 1754 году корреспонденция, преимущественно казенная, доставлялась из Иркутска в столицы два раза в неделю. Вскоре было разрешено отправлять частную почту с караванами чая.  Указ об учреждении почты в Сибири вышел в 1724 году, а через семь лет новым правительственным распоряжением основали специальную почту для государственных посылок и партикулярных писем. На всем протяжении пути от Иркутска до Томска были устроены почтовые станции. Здесь меняли лошадей, отдыхали после трудной дороги.
     Иркутская земля в первой половине XIX в. была  краем каторги и ссылки. С 1807 по 1860 г. сюда было сослано около 450 человек. Через Иркутскую губернию прошли декабристы, участники польских восстаний 1830-1831 и 1863-1864 годов, петрашевцы, революционные демократы, революционеры 70-80-х годов, первые марксисты, анархисты и представители других оппозиционных политических сил и движений. Иркутск как губернский город был главным распределительным и пересылочным пунктом для политических каторжан и ссыльных, следовавших в Якутию, на Нерчинскую каторгу и в другие отдаленные места.  
      В конце августа 1826 года  в Иркутск  прибыли  С. Волконский, С. Трубецкой, А. Муравьев, В. Давыдов, Е. Оболенский, А. Якубович, братья Петр и Андрей Борисовы. Путь из Петербурга длиною более 6000 верст они проделали за 37 дней. Их везли закованными в кандалы в крытых повозках. Осужденных сопровождали жандармы. Иркутяне собрались для встречи на берегу Ангары у Московских ворот. По приказу губернатора декабристов временно направили на Усольский солеваренный, Александровский и Николаевский винокуренные заводы. 
         В Иркутский край прибыли за своими мужьями-декабристами их жены.
           Из восьмидесяти декабристов, осужденных на вечное поселение, около сорока оказались в пределах Иркутской губернии.
            Позже сюда ссылали революционеров-социалистов: М.А. Бакунина, Л.Д. Троцкого и других.
       Преображенская церковь, возле реки Ушаковки, была чуть ли не домашним храмом семьи Волконских. Кроме того, здесь венчались дети многих декабристов, а дом декабристов на улице Дзержинского, 64, стал музейной усадьбой в 1970 году. Это был один из первых музеев декабристов в СССР
      Сейчас Иркутск - крупный административный, культурный, научный, промышленный центр Восточной Сибири с населением порядка 600 тыс. человек.  Город включен в число исторически населенных мест с сохранением планировки и застройки. В Иркутске около 685 памятников истории и культуры. Наибольший интерес представляют исторически сложившиеся ансамбли самой древней части города - Спасская церковь и собор Богоявления, Римско-католическая церковь, памятник императору Александру III, здание Восточно-Сибирского отдела Русского Географического общества.   Иркутск - это не только административный и промышленный центр области. В иркутских музеях и библиотеках бережно хранится культурное богатство сибирского края.
     Флаг Иркутской области был принят 16 июля 1997 года. В центре изображение бегущего бабра, держащего в пасти червленого (красного) соболя, в обрамлении стилизованных зеленых ветвей кедра.
      Герб Иркутской области был принят 16 июля 1997 года. «В серебряном поле черный бабр с червлеными глазами, держащий в пасти червленого соболя».
Современный Иркутск состоит из пяти районов.
       Кировский район - исторический и современный центр города. Здесь размещаются почти все административные учреждения, театры, музеи, библиотеки, памятники архитектуры.
       Куйбышевский район - наиболее старая промышленная часть города, получившая название Рабочего предместья.
       Октябрьский район - современный Иркутск.
       Свердловский район - район энергетиков, науки и образования. На его территории - Иркутская ГЭС, Академгородок, Студгородок.
       Ленинский район - крупный железнодорожный узел Восточно-Сибирской железной дороги.Иркутск, расположенный в центре Восточной Сибири - современный торговый центр, крупнейший транспортный узел на Транссибирской железнодорожной магистрали.
               Иркутский аэропорт доставляет пассажиров в Москву и во Владивосток, в международные аэропорты Китая, Монголии, Японии и других стран. 
В городе 10 троллейбусных маршрутов, общей протяженностью 47,2 км,                    5 трамвайных маршрутов, протяженностью 23,7 км и 52 автобусных маршрута, а также имеется речное сообщение  и маршрутные такси,.
         Иркутск меняется... Растут дороги, теплотрассы, трамвайные и троллейбусные линии, объекты соцкультбыта, новые жилые массивы и вместе с тем реставрируются старинные здания, памятники истории и культуры. 
      6 июня 2010 года, в день города,  в Иркутске прошёл первый в истории Восточной Сибири карнавал. Это было незабываемое красочное зрелище, а вечером  небо над Ангарой  осветилось яркими красками салюта. В 2011 году городу Иркутску исполнилось 350 лет. Добро пожаловать в наш город!
Музей деревянного зодчества
автор: Лариса Зимина
 
             На 47 километре  Байкальского тракта в Иркутской области  на берегу реки Ангары, среди Сибирской тайги, уютно расположился музей под открытым небом – музей деревянного зодчества. Этот музей  связывает нас с  более чем  трёхсотлетней историей развития нашего края. 
        Прямо с  автобусной остановки, будто из сказки «По щучьему велению» вас  встречает  русская печь. Мы переходим дорогу и первыми встречают нас птички-синички и поползни,  которые садятся к вам на руки и ждут угощений, впрочем,  как и любопытные белочки. То тут, то там слышен стук дятлов.  Заходим в первое маленькое деревянное здание – кассу музея, берём билеты и отправляемся по длинной асфальтированной дорожке вглубь  веков.  
       Но прежде, чем  отправиться на эту экскурсию, начнём с имени, откуда произошло название Тальцы – это селение, где расположен музей. По одной версии – так назывался приток Ангары -  речка Тальцинка, название которой произошло от выражения  талая вода, потому что эта речка даже зимой не замерзала. По другой версии название получило от зарослей ивняка (местные их называли талом).  
       Во второй половине XVII  века в дремучих лесах у реки Тальцинки отчаянный натуралист и естествоиспытатель Эрик Лаксман (местные жители его называли Кирилл Густавович) решил построить в этих местах стекольный завод. Католический священник, пастор по образованию Кирилл Густавович занимался минералогией, химией, ботаникой, горным делом, много путешествовал,  имел семерых детей, выбрал именно это место для  стекольного завода,  потому что именно здесь был обнаружен кварцевый песок, необходимый  для изготовления стекла.
Помощником и соратником по стекольному делу Лаксману  был соратник Шелихова  - каргопольский купец   Баранов Александр Андреевич. Основными строителями и работниками  стекольного завода были ссыльные каторжники. 1784 год  считается годом учреждения стекольной фабрики.  Стекольная фабрика выпускала: английские бутылки, штофы, кружки, стаканы, аптекарскую посуду, стекло для витражей. В 1796 году, после смерти Лаксмана, стекольный завод был продан  купцу Якову Солдатову, который не только развил стекольное производство, но и  создал фаянсовую фабрику, фарфоровое и суконное производство и лесопильню.  
         До середины ХХ века  работал Тальцинский завод, пока в 1951 году не пришло предписание  закрыть производство из-за строительства плотины Иркутской  ГЭС  - первое затопление на Ангаре, а дальнейшие затопления на Ангаре дали жизнь  музею деревянного зодчества в Тальцах. Оборудование  стекольного завода разобрали и перевезли в Тулун, где построили новый стекольный завод. 
       Буквально поднятые со дна на высокий Ангарский берег  у 47 километра от Иркутска строения, уводящие нас вглубь веков. Почти все экспонаты музея подлинные, подаренные местными старожилами и археологами.  Для того, чтобы сохранить связь времён  9 января 1964 года Иркутский Облисполком принял решение  о создании такого музея.  С разных уголков  Сибири, Бурятии, Эвенкии и других мест, подлежащих затоплению разбирались старинные дома, сторожевые башни, фрагменты острогов и перевозились на место будущего музея. Так  были спасены:  Спасская проезжая башня постройки 1667 года, Казанская часовня Илимского острога 1669 г. Церковно-приходская школа,  ветряные мельницы, разные усадьбы XVIII-XX веков.
         В 1980 году музей принял своих первых посетителей, в экспозициях музея того времени было всего три  усадьбы: Непомилуева - XVIII век, Серышева XIX век  и Прокопьева  XIX век. 
        Затем реставрировали Спасскую башню, Церковно-приходскую школу, в которой восстановили класс со школьными партами и комнаткой, где жил  учитель. Распорядителем денег в таких школах был священник. Он же был и учителем: учил детей читать, писать, считать и, конечно, Закону Божьему. Если позволяли финансы церковного прихода и в деревне появлялся грамотный человек, желавший стать учителем, его принимали в учителя за жалованье. 
         Восстановлены и другие  старинные постройки,  и даже деревенское кладбище и кладбищенскую часовенку.
        За русским поселением расположился бурятский улус со своими юртами XIX века. Внутреннее пространство юрты делится на две половины: левую - мужскую, и правую - женскую. В период присутствия гостей женщина не имела права заходить на мужскую половину. Со стороны женской половины иногда бывает дверь в пристроенную к юрте кладовую. В ней хранили съестные припасы. Кладовой также пользовалась хозяйка для того, чтобы переодеться, когда приезжали гости. Посредине юрты - место для очага. Дым от костра выходил в расположенное в центре кровли дымовое отверстие. Когда шел дождь или было холодно, дымовое отверстие закрывали шкурами. Луч солнца, проникавший в юрту через дымовое отверстие, использовался как солнечные часы, а так как буряты были не только скотоводами, но и рыбаками – на берегу залива построен рыбацкий стан  с лодками, огромными бочками и другой утварью, необходимой для рыбного промысла.
         В музее реконструировали осенне-весенние и летние стойбища эвенков, а также этнический комплекс захоронений. В составе осенне-весеннего стойбища стационарный чум – галомо, каркас которого изготовлен из полубревен и накрыт лиственничной корой. Иногда для утепления между каркасом и корой прокладывали мох. Вход в чум закрывался шкурами. В центре чума размещался очаг с костром. Спальные места располагались вдоль стен, для чего там укладывался свежий лапник (ветки сосны или пихты). Для хранения продуктов питания и в особенности заготовленного мяса на деревьях строили хранилища – лабазы, исключавшие доступ к ним хищных зверей (росомахи, волка, лисы, медведя). Вещи также хранилось на деревьях, на специально сооруженных помостах – дэлкенах. Вещи укладывались на дэлкен и накрывались от дождя шкурами. 
          В музее реконструированы зимнее и летнее стойбища тофов, основу которых составляют чумы. Принцип их строительства близок к эвенкийскому. В зимнем стойбище имеются хозяйственные постройки. Характерной хозяйственной постройкой является наземный лабаз размером 1,5 х 1 х 0,6 метра. Сверху лабаз, изготовленный из тонких бревен, прорывал закрепленными плахами. В нем, как в холодильнике, хранили скоропортящиеся продукты: мясо, рыбу. 
      Альпийские домики,  построенные из цельной древесины,  и сейчас могут заказать для себя   желающие.    
       В Тальцинском музее можно зайти в любой дом, получить мастер-класс по изготовлению, гончарных изделий, кузнечному делу, ткачеству, и по изготовлению изделий из дерева и бересты. Многие посетители обращают внимание на низкие входные двери. По этому поводу существует даже миф. Это, мол, для того, чтобы входящий в дом, нагибаясь, кланялся домовому. 
          В музее есть и старые бани, и даже камера, где содержались арестанты. Многие здания и сейчас находятся на реставрации и скоро распахнут свои двери для встречи гостей. 
          Проголодались?  Можно зайти  в трактир, поесть блинчиков и пельмешек, а заодно, ознакомиться с экспонатами чайного производства  и посмотреть  старые медные самовары и первые чайники. В лавке, где продают изделия из глины и керамики, на русской печи можно увидеть автографы многих знаменитых и популярных гостей музея. В другом здании расположилась удивительная коллекция кукол, которыми играли наши бабушки и прабабушки.
        По пути к заливу можно увидеть удивительные кованые изделия,  и каждый предмет  можно потрогать руками, сфотографироваться и примерить огромные кованые тапочки. 
       Да, уникальный этот музей, здесь можно не только посмотреть экспонаты, но и прокатиться с ветерком верхом на лошади или в боярской коляске, покачаться на старинных качелях,  походить на ходулях, зимой прокатиться с горы на шкурах… 
     Каких только старинных красочных праздников не проводят  сотрудники музея на своей  территории: это и святки, и проводы русской зимы, и встреча Нового года и свадьбы. 
     На берегу залива расположена сцена, на которой часто выступают многие театральные и художественные коллективы. 
      Каждый год музей пополняется всё новыми и новыми экспонатами, каких  только экспонатов нет в запасниках  музея и в действующей экспозиции. Здесь и старинные утюги,  и самовары, прялки, ткацкие  станки и другие предметы домашнего обихода, и предметы сельскохозяйственного назначения, и одежда, которую носили наши предки. 
        Вот и закончилась наша экскурсия по музею под открытым небом, музей ждёт новых гостей, а мы возвращаемся в город.

Смотрите и другие материалы по теме:

Загрузка...

Легенды регионов

Загрузка...
Наверх
Сайт о городах и странах ljubimaja-rodina.ru