Сайт "Любимая Родина" - это библиотека современных произведений о России, о Родине, родном крае, родном городе, созданная в помощь школьникам для изучения литературы родного края.

Дорогие читатели! Сайт "Любимая Родина" рад представить вам очерки, истрические справки, эссе и другие авторские материалы об истории города Железнодорожный (Московская область, РФ). Мы благодарим авторов за творческое вдохновение, чуткость, доброту и любовь к Родине.

Авторские материалы об истории города Железнодорожный (очерки, эссе, исторические справки, зарисовки, размышления)

ГОРОДА ПОДМОСКОВЬЯ: Г ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ 

автор: Денис Шевчук
 
Город Железнодорожный расположен в 6 км от МКАД к востоку от столицы по Носовихинскому шоссе. Он находится на территории Балашихинского района Московской области, но не входит в управленческую структуру данного района, подчиняясь напрямую правительству Московской области.
Площадь города — более 2000 га. Численность населения — около 110 тыс., а в летнее время из-за притока дачников количество людей, проживающих в городе и его окрестностях, увеличивается примерно до 300 тыс.
Первые упоминания о поселениях, находящихся в черте современного города (Кучино, Саввино, Темниково и др.), датированы 1573—1574 годами. Во второй половине XVIII века в Кучино были начаты разработки глины, а в начале XIX века организовано производство красного кирпича. Основное развитие этого района связано с появлением железнодорожной станции Обираловка, а в дальнейшем — с открытием железнодорожного депо. Большую роль в известности станции сыграла «Анна Каренина» Льва Толстого: именно здесь, в Обираловке, героиня романа свела счеты с жизнью. Станция стала местом паломничества многочисленных поклонников творчества писателя, и скромный поселок приобрел важное значение в культурной жизни окрестных деревень. В 1904 году в Кучино на средства миллионера Д. П. Рябушинского был создан первый в Европе и второй в мире аэродинамический институт, где научную работу возглавлял Н. Е. Жуковский — основоположник современной аэродинамики. Таким образом, поселок начинает развиваться как центр геофизической науки. 
К 1939 году Железнодорожный формируется из селений Обираловка, Кучино, Саввино, а также деревень Темниково и Сергеевка, а статус города он получает в 1952 году. В настоящий момент Железнодорожный делится на четыре микрорайона: Павлино, Саввино, Кучино и Центр. В городскую структуру входит и поселок Купавна.
Развитое транспортное сообщение позволяет в течение 20—30 минут доехать до столицы на автобусе, электричке или автомобиле. Вместе с тем производственный потенциал города таков, что почти две трети жителей трудятся в самом Железнодорожном. В городе около 10 относительно крупных промышленных предприятий и большое количество учреждений науки, среди которых ВЕСПАН — научно-производственный институт средств связи, ВНИИВСГЭ — Всероссийский научно-исследовательский институт ветеринарной санитарии, гигиены и экологии, государственный научно-исследовательский технологический институт, НИИприборостроения, отделение обсерватории Государственного астрономического института им. Штернберга.
Промышленный комплекс города представлен в основном строительной индустрией, текстильной, пищевой и деревообрабатывающей промышленностью.
Железнодорожный интересен тем, что современные постройки и промышленная часть города гармонично соседствуют со старинными усадьбами и памятниками архитектуры. Главная достопримечательность города — храм Спаса Преображения. Он был построен из дерева в 1623 году в селе Саввино-Спасское, а спустя два с лишним столетия вместо обветшавшего здания здесь возвели храм из кирпича, поставляемого с Миловановских заводов села Кучино (рядом с микрорайоном Павлино). Таким можно увидеть храм Спаса Преображения и сегодня, а главной его ценностью является фарфоровый иконостас, выполненный в бело-розово-лазоревых тонах и отделанный позолотой.
В Кучино некоторое время жил и работал Андрей Белый. Его дом стал местом паломничества поклонников творчества русского писателя.
Память и славу города хранит краеведческий музей, существующий более 30 лет, которому в 1989 году присвоено звание народного. В настоящее время в 5 залах музея размещено 2000 экспонатов. Всего в его фондах свыше 3500 тыс. единиц хранения. В Железнодорожном более 7 библиотек, где регулярно проходят различные культурные мероприятия для детей и взрослых, Дом детского творчества, хоровая студия «Пионерия», киношкола «Шаг», театральный коллектив «Лингвиния», более 5 домов культуры, художественная школа. В городе работают детская школа искусств (ДШИ), 2 музыкальные школы и Детская академия хорового искусства Г. А. Струве. Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе создан муниципальный детский дом «Салтыковский».
Железнодорожном широкая сеть образовательных учреждений: 2 гимназии, лицей, 2 школы с углубленным изучением предметов, 12 общеобразовательных школ, более 10 учреждений дополнительного образования детей, 28 дошкольных образовательных учреждений. Специальное образование можно получить в среднем профессионально-техническом училище № 7, промышленно-экономическом колледже, Московском гидрометеорологическом колледже, высшее образование — в филиале университета. В городе находятся Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов Госкомгидромета и подмосковный учебный центр подготовки и переподготовки персонала по строительству и эксплуатации нефтегазопровода. 
Медицинское обслуживание в Железнодорожном предоставляют 5 поликлиник, в том числе поликлиника МПС, 2 детские поликлиники, функционируют 2 больницы и военно-морской госпиталь, сеть стоматологических поликлиник, станция неотложной медицинской помощи и центр реабилитации при центральной больнице.
Хорошо развита спортивная база города: 3 стадиона, ДЮСШ, работают самые разнообразные спортивные секции и клубы: бокса, кикбоксинга, настольного тенниса, футбола, стритбола, баскетбола, шахматный клуб и др.
Новое строительство, разнообразие архитектурных стилей делают Железнодорожный современным и комфортным городом.
Территория современного города - 2 256 гектаров. Численность населения свыше 113 тыс. человек. Через Железнодорожный проходят крупные автотранспортные магистрали, связывающие Москву и близлежащие районы Подмосковья. В городе есть большая железнодорожная станция, которая так и называется - "Железнодорожная". Время в пути до нее от Курского вокзала – 35 минут. А на маршрутных такси или автобусах от Железнодорожного можно добраться до станций метро Новогиреево, Щелковская, Выхино, а также на машине по Носовихинскому шоссе.
Статус города Железнодорожный получил в 1952 году, а поселения здесь существуют еще с XVI века. Наиболее известные из них — деревни Кучино, Темниково, Саввино стали основанием будущего города. Бурный экономический рост начался в этих местах с появлением в XIX веке железной дороги. Станция Обираловка, название которой дала одноименная деревня, получила широкую известность благодаря Льву Толстому. Именно здесь героиня его романа «Анна Каренина» бросилась под поезд. Позднее рядом со станцией выросло железнодорожное депо, которое и дало населенному пункту более благозвучное название.
Город с широкой специализацией
Это направление с XIX века приобрело популярность как дачное место. До сих пор вдоль Носовихинского шоссе сохранились деревянные особняки, украшенные уникальной резьбой. Бывали тут и знаменитые люди — например, в Кучине жил Андрей Белый.
В 1904 году тут на деньги миллионера и мецената Дмитрия Рябушинского открыли первый в Европе аэродинамический институт, научную работу в котором возглавил Николай Жуковский.
Основная историческая и архитектурная достопримечательность Железнодорожного — храм Спаса Преображения. Он возведен в начале XVIII века из местного кирпича. Здесь находится уникальный фарфоровый иконостас.
Ранее местные предприятия и научные центры работали на оборону страны, их деятельность носила секретный характер. Поэтому долгие годы Железнодорожный имел статус закрытого города, финансирование его жилищных программ было у государства на особом счету.
С началом перестройки и свертыванием финансирования градообразующих предприятий были урезаны и средства, выделяемые на жилищно-коммунальное хозяйство. Результаты не замедлили сказаться. Устарела городская система водозабора, что повлияло на качество водопроводной воды. Практически не вкладывались деньги в развитие подземных коммуникаций. Сейчас положение постепенно исправляется: большое внимание уделяется благоустройству города, развитию торговой сферы и зон отдыха.
В культурном плане Железнодорожный — вполне самодостаточный город: здесь есть краеведческий музей, студия хорового пения, музыкальные и художественные школы, кинотеатр. В городе несколько стадионов и спортивных площадок, спортивная школа.
В последние несколько лет Железнодорожный переживает строительный бум. Это связано как с «открытием» города для приезжих, так и с его близостью к столице — его стали рассматривать как приемлемый вариант потенциальные покупатели жилья, работающие в Москве.
Возросший спрос подстегнул предложение.
Троицкая церковь
с. Павлино (Троицкое-Кайнарджи) 
Двинемся дальше по течению Пехорки, и вскоре нашему взору предстанет храм, который именуют одной из жемчужин русской храмовой архитектуры. Ею по праву считается Троицкая церковь в селе Троицкое-Кайнарджи (Павлино). До середины восемнадцатого века эти земли были вотчиной князей Голицыных; в усадебном комплексе имелась деревянная церковь. 
В 1760 г. имение перешло во владение графа Петра Александровича Румянцева (1725-1796) как приданое его невесты, княжны Екатерины Михайловны Голицыной (1724-1779). Отец графа, А.И.Румянцев (1680-1749), известен как бескорыстныйи самоотверженный сподвижник Петра I. Начинал он свою службу в Преображенском полку; выполнив успешно ряд поручений Петра - в их числе была, например, доставка из Неаполя в Россию царевича Петра Алексеевича, ряд дипломатических поручений, заслужил монаршее расположение. В графское достоинство его возвела императрица Елизавета Петровна. Граф Петр Александрович и имя свое получил в честь императора Петра I - ему на роду была написана военная карьера: в семилетнем возрасте был он записан в гвардию, на пятнадцатом году жизни произведен в офицеры. Он изучал военное дело, иностранные языки; был прикомандирован к русскому посольству в Берлине, чтобы он в языках и других ему потребных науках наставлен был и искусства достигнуть мог, дабы впредь в нашу службу с пользою употреблен был, гласил царский рескрипт. В молодости был он человеком настолько ветреным, что даже императрица Елизавета возмущалась им, но благодаря своему мужеству во время Семилетней войны (1756-1763) выдвинулся в число ведущих русских полководцев. Особенно прославился он во время русско-турецкой войны 1768-1774 гг. - результатом ее стал выгодный для России Кючук-Кайнарджийский мирный договор. За победу над турками генерал-фельмаршал (он получил это звание в 1770 г.) получил почетное прибавление к фамилии, стал именоваться Румянцев-Задунайский. Он был не только полководцем, но и одним из видных организаторов русской регулярной армии, теоретиком военного дела; его разработки в области тактики стали новым словом в военном искусстве; они изложены его трудах: «Инструкция» (1761), «Обряд службы» (1770), «Мысли» (1777). 
Упомянутый выше Кючук-Кайнарджийский мирный договор включал в себя ряд важнейших для России пунктов: Крымское ханство («головная боль» России на протяжении столетий) признавалось независимым от Турции, под власть России переходила часть Черноморского побережья, православные Молдавия и Валахия получали автономию и переходили под Российское покровительство; Западная Грузия освобождалась от унизительной дани Турции людьми; русские корабли получали право свободного прохода черех Босфор и Дарданеллы; по секретному приложению к договору Турция выплачивала России 4,5 миллиона рублей контрибуции. Графа Румянцева было за что благодарить. 
И благодарность императрицы Екатерины II не заставила ждать. Но прежде остановимся на том, как праздновали это событие в Москве, куда 10 июля 1775 г. прибыла императрица со всем двором. Румянцеву она предложила торжественный, с триумфом, въезд в Москву, но граф благоразумно отказался. В Кремлевском Успенском соборе было отслужено Всенощное бдение (в честь праздника Положения Ризы Господней), причем ко времени чтения Евангелия на колокольню Ивана Великого был поднят новый большой колокол весом в 3500 пудов (56 тонн!). Утром был парадный выход императрицы (в короне, под балдахином) из Кремлевского дворца в Успенский собор; ей предшествовал граф Румянцев. По совершении Божественной литургии архиепископ Московский и Калужский Платон (Левшин) обратился к императрице и всем участникам торжества с приветственным словом, а затем совершил благодарственный молебен. В конце молебна, при пении «Тебе Бога хвалим», был дан сигнал, и начался артиллерийский салют из всех пушек, а во всех московских храмах ударили в колокола. Награждения - а их было много в этот день - проходили в Грановитой Палате. Более всех получил наград граф Румянцев: кроме почетного прибавления к фамилии это были украшенные алмазами маршальский жезл, шпага, крест и звезда ордена Андрея Первозванного и много другое, включая сто тысяч рублей на обустройство дома и даже картины из царского дворца для этого будущего дома. Пребывание императрицы в Москве затянулось до конца 1775 г.; в числе мест, где она побывала во время этой поездки (Румянцев ее сопровождал), была Коломна и Голутвин монастырь, а 28 октября императрица посетила имение графа Румянцева, получившее в память о его заслугах наименование Кайнарджи. 
К этому времени в усадьбе уже успели построить «потешный» деревянный дворец в восточном стиле с зубчатыми башнями; вокруг него в парке были устроены позиции для показательного сражения. Дворец изображал турецкую крепость, которую гвардейцы брали штурмом. Сохранилось предание, что императрица прибыла в Троицкое-Кайнарджи водным путем, спустившись по Москве-реке до Пехорки на больших гребных лодках и плотах. «Потешный дворец» простоял до 1812 г. и был сожжен французами. 
Еще до славных побед, в 1774 г., в имении был заложена новая каменная церковь. Всем хозяйством в усадьбе ведала мать графа, Мария Андреевна, именно ей приходилось заботиться о строительстве усадьбы и церкви. Построена она была в 1778 г. в стиле французского классицизма К.И.Бланком по проекту неизвестного архитектора, а к 1884 г. отделана и освящена. Храм двухколоколенный; четверик со скругленными углами украшен коринфскими колоннами; западный фасад создан в виде триумфальной арки, по бокам которой - стройные трехъярусные колокольни со шпилями. Интерьер храма с изысканными лепными гирляндами, головками ангелов, а также двухъярусный иконостас с парными коринфскими колоннами до наших дней дошел почти не поврежденным. Близ храма находится усыпальница рода Румянцевых (1830 г.), а также небольшая кладбищенская Воскресенская церковь (1867). Из других построек некогда большой и пышной усадьбы до наших дней не сохранилось ничего. Завершая рассказ о владельце имения добавим, что при всех своих прочих должностях он в течение тридцати лет был генерал-губернатором Малороссии; императрицу, которой он большую часть жизни своей верно служил, граф пережил всего на один месяц. После смерти графа Петра Александровича Троицкое-Кайнарджи досталось его младшему сыну Сергею (1755-1838). Он был сенатором, министром уделов и действительным членом Российской академии; из его заслуг перед государством известен проект, по которому помещики должны были отпускать на волю своих крепостных. По этому проекту императором Александром I был издан указ «О свободных хлебопашцах». Сам Сергей Петрович на основании этого указа отпустил на волю часть своих крепостных (заметим, что у отца его было более тридцати тысяч крепостных). Позднее имением вновь владели Голицыны, построившие на своих землях дачи. На одной из дач, где проживал известный славянофил С.П.Шевырев (1806-1864), незадолго до своей смерти побывал Н.В.Гоголь и читал главы из 2-го тома «Мертвых душ» (1851). 
Храм в годы безбожия не закрывался, но в его истории есть немало трагических страниц: изъятие церковных ценностей в двадцатые годы, гонения на духовенство. С начала ХХ века настоятелем храма был отец Алексий Никольский - неутомимый труженик в деле духовного просвещения и ревностный пастырь Христов, закончивший жизнь свою мученическим венцом. Священномученик протоиерей Алексий Никольский причислен к лику святых Русской Православной Церкви на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года.
Ныне храм служит местом молитвы для многочисленных жителей вплотную подступившего к древней усадьбе г. Железнодорожного, хотя формально и считается сельским (с.Павлино). При храме работает воскресная школа, а его настоятель священник Сергий Пушкин опекает больных, находящихся на излечении в центральной больнице г.Железнодорожного, где открыта часовня. 
Проезд из Москвы:
- c Курского вокзала на электричке Горьковского направления 
до платформы "Кучино" (время в пути 25-30 мин.); 
далее 10 мин. автобусом или маршрутным такси № 11 до остановки "Автошкола";
- до станции "Железнодорожная" (время в пути 30-35 мин.); 
далее 15 мин. автобусами или маршрутными такси № 9, 21 до остановки "Автошкола";
- от станции метро "Новогиреево" на маршрутном такси №111 остановка та же.
Адрес храма: 
Московская обл., г.Железнодорожный,
микрорайон Павлино д.56. 

Смотрите и другие материалы по теме:

Загрузка...

Легенды регионов

Загрузка...
Наверх
Сайт о городах и странах ljubimaja-rodina.ru